Правосудие в Эстонии: долгие процессы и новые риски для бизнеса
Судебная система Эстонии сталкивается с растущим объемом гражданских и административных дел, что приводит к затягиванию разбирательств до пяти лет и заставляет бизнес искать альтернативы в арбитраже, в то время как регуляторы усиливают надзор, выписывая беспрецедентные штрафы, как, например, взыскание в €3 миллиона за утечку данных.
- —В прошлом году в эстонских судах первой инстанции наблюдался небольшой рост числа дел: увеличилось количество гражданских, административных дел и дел о проступках, в то время как число уголовных дел сократилось на 5%.
- —Длительные судебные разбирательства, занимающие от трех до пяти лет для вынесения решения в первой инстанции, становятся серьезной проблемой, побуждая бизнес рассматривать арбитраж как более жизнеспособную альтернативу.
- —Увеличилось количество споров, касающихся ответственности руководства, в том числе в государственных компаниях, а также наметилась тенденция к росту числа судебных исков предпринимателей против государства.
- —В области защиты данных произошло знаковое событие: был выписан крупнейший в истории Эстонии штраф в размере 3 миллионов евро компании Allium UPI за неадекватные меры, которые привели к утечке данных, затронувшей более 750 000 человек.
- —Количество дел в области конкурентного права растет после переноса директивы ЕС, которая предоставила Департаменту конкуренции более широкие полномочия и потенциально может привести к увеличению штрафов.
- —Споры в сфере недвижимости все чаще касаются качества строительства и скрытых дефектов, покупатели все чаще подают иски против продавцов, в то время как споры о зонировании часто затрагивают застройщиков возобновляемой энергетики и местные органы власти.
Recap
Судебная система Эстонии находится под двойным давлением: системное замедление процессов подрывает деловой климат, создавая правовую неопределенность, в то время как государственные регуляторы ужесточают контроль в ключевых сферах, от защиты данных до конкуренции. Это создает для бизнеса ситуацию, где правосудие становится менее доступным, а финансовые риски за нарушения — более высокими.